Зеленый офис

Печать

Экологически чистое функционирование офиса уже давно вошло в жизнь европейцев. Сегодня и российские руководители всё чаще задумываются над преимуществами "зеленого офиса"

В общем и целом "зеленый офис" означает комплекс технических и мотивационных мер по формированию экологической политики компании и сбережению ресурсов офиса. Проще говоря, эко-офис работает согласно принципам защиты окружающей среды, снижая к тому же финансовые расходы на содержание помещения.

Преимущества

О том, что экономия природных ресурсов приводит к сокращению финансовых расходов, говорят фактические данные тех компаний, которые уже внедрили или начинают внедрять программу "Зеленый офис". Эко-офис позволяет значительно снизить затраты на электроэнергию, воду, бумагу, пластик. По данным экологических организаций, офис с 30 сотрудниками может экономить от 20 000 рублей в месяц, офис с 200 сотрудниками – от 70 000 в месяц.

Помимо экономии, "зеленый офис" привлекает к себе внимание СМИ, создает среди клиентов и партнеров экологически ответственный имидж всей компании, что повышает узнаваемость бренда на рынке. Экологическая политика компании может стать эффективным пунктом маркетинговой стратегии, особенно при выходе на зарубежный рынок, где забота об окружающей среде воспитывается с детства. По статистике, на крупные здания приходится 40% мирового потребления энергии, 70% потребления электричества и, как следствие, 30% выбросов углекислого газа в атмосферу. Так что, если ваш офис перестнет попадать в подобную статистику, он автоматически присоединится к тем, кого хвалит в пресса.

И всё-таки основным мотивом использования программы "Зеленый офис" должен являться действительный вклад в сохранение природы и здоровья человека. Мудрое руководство, помимо решения неотложных задач и повышения результатов торговли, всегда смотрит дальше, осознает значение стратегического планирования и внедряет технологии, ориентированные на будущее. А при наличии долгосрочного плана развития коллектив сотрудников может сплотиться и повысить свою работоспособность. Преимущества "эко-офиса" очевидны.

Юлия Пронина Руководитель проекта

Юлия Пронина

Руководитель проекта "Зелёный офис" Гринпис России

На мой взгляд, самое страшное для экологии - это когда компания просто не хочет задумываться над тем, как она расходует собственные ресурсы. Честно говоря, меня это удивляет, ведь рациональное расходование ресурсов позволяет ощутимо экономить на административных расходах. Внедрив большую часть рекомендаций в своем московском офисе, нам удалось снизить административные расходы более чем на 12%, и это не предел. Вот, например, в Западной Европе нет смысла запускать такой проект, потому что там и так для всех очевидно, что ресурсы экономить нужно и выгодно, и все этим занимаются. "Зеленый офис" для Западной Европы – это норма, а не исключение.

Успешный опыт

Сегодня в России более 100 компаний (и крупных, и средних) внедрили или внедряют принципы "Зеленого офиса". Успешный опыт уже имеют российские офисы зарубежных компаний: Google, Intel Россия, Upeco, Coca-Cola, 3М, KPMG, Courtyard by Marriott Moscow City Center, Ernst&Young, VFS Global (объединенные сервисно-визовые центры). Постепенно к ним присоединяются и российские компании, в том числе "М.Видео", SPLAT, Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", группа компаний "Оптиком", Департамент внешнеэкономической деятельности Краснодарского края и даже московская среднеобразовательная школа с углубленным изучением экологии №446.

В Москве за последний год были построены два офисных здания, работающих на принципах "Зеленого офиса". На улице Бутырский вал консультационно-аудиторская компания PricewaterhouseCoopers спроектировала и построила экологичный небоскрёб. Ковры из переработанного сырья дополняют контейнеры для переработки бумаги, работает система энегосбережения, которая автоматически отключает свет в 21-22 часа, и тем, кто задержался, приходится включать его вручную. Сотрудники компании прониклись идеей заботы об окружающей среде и довольны условиями труда (рабочее место оборудовано удобными креслами, есть целый этаж для отдыха).

PricewaterhouseCoopers

PricewaterhouseCoopers. Фото: www.rb.ru

В 2009-2010 гг был полностью переоборудован бизнес-центр "Дукат Плейс 111" на улице Гашека. Первый объект коммерческой недвижимости, сертифицированный по международному экологическому стандарту Breeam (Enviormental Assessment Method), управляется американской компанией Hines. Специально для здания разработаны программы компьютеризированной эксплуатации систем света в зависимости от времени суток, все лампы энергосберегающие, оптимизирована работа систем кондиционирования и работы лифтов, налажен полный цикл утилизации отходов, есть велостоянка.

бизнес-центр Дукат Плейс

Дукат Плейс 111. Фото www.gardenslive.org

Три организации прошли сертификацию "Эко-офис. Листок жизни": Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" (Москва), офис филиала компании "Ингосстрах" в Сочи, офис компании "PwC" в Краснодаре.

Наталья Галечьян Директор по связям с общественностью НП

Наталья Галечьян

Директор по связям с общественностью НП "Экологический союз"

В России экологическая сертификация офисов оказалась довольно популярной, что неожиданно. Можно было бы подумать, что такая ситуация сложилась в преддверии Олимпиады в Сочи и ее "зеленой" политики, но первой компанией, подавшей заявку на эту сертификацию, была "Стрелка", которая не имеет к Олимпиаде никакого отношения. Именно "Стрелка" дала толчок развитию этого направления и показали пример экологически ответственного поведения в офисе.

Рекомендация по эко-офису для интернет-журналов – это, безусловно, "зеленый" хостинг. Сейчас это направление начинает активнее развиваться(подробнее об этом на сайте EcoRussia). Офисам СМИ могу посоветовать печатать свои издания и другую полиграфию на бумаге из вторсырья или с сертифицированной экомаркировкой, или со знаком FSC. А вот для магазинов и торговых центров существует уже другой стандарт - "Эко-магазин. Листок жизни", который учитывает специфику магазинов и супермаркетов.

Екатерина Гиршина Директор открытых программ института

Екатерина Гиршина

Директор открытых программ института "Стрелка"

Основная цель "Стрелки" – менять городской ландшафт. Естественно, всегда необходимо начинать с самих себя, поэтому идея перехода на зеленый офис была по умолчанию частью проекта. Совет получить европейскую сертификацию подал президент института Илья Осколков-Ценципер. Вместо того, чтобы изобретать велосипед самим, можно использовать уже разработанный метод внедрения зеленого офиса и привлечь профессиональных аудиторов, которые помогут провести оценку и составить план перехода на новые стандарты. Нам помогали консультанты из компании Green-up, а также аудиторы, которые нас сертифицировали, – Санкт-Петербургский Экологический Союз, выдающий сертификат "Листок Жизни".

Что изменилось после перевода офиса в "зеленое" русло? Появились новые шутки, связанные с "зеленой" темой. А в чем-то возросла ответственность. Правильно распределять мусор по нескольким корзинам не все сразу научились. Сейчас зеленый офис стал частью нашей повседневной рабочей жизни.

Зеленый офис

Институт "Стрелка", фото the-village.ru

Составляющие

Существуют пошаговые инструкции для перевода офиса в экологическое русло. Сегодня в России разработаны три программы по поддержке компаний в этом начинании. К проекту "Зеленый офис" Гринпис-Россия за три года присоеднилось порядка сотни компаний, для которых проводятся бесплатные семинары "Как сделать офис зелёным".

Год назад агентство GreenUp запустило проект "Эко-офис" и предлагает помощь по переводу офисов в этот формат (за деньги). Также после окончания программы агентство поможет пройти международную сертификацию и получить эко-маркировку "Листок жизни. Эко-офис", соответствующий требованиям ISO 14024 и признанной организацией Global Ecolabelling Network (GEN). Год назад стартовал и проект "Живой офис" WWF.

Все три программы основаны на постоянных составляющих:
- сокращение потребления электроэнергии, воды, тепла, бумаги и пластика
- снижение объёма отходов и передача их на переработку и безопасную утилизацию
- использование продукции из вторичного сырья или не содержащей вредные химические соединения
- создание благоприятных для работы сотрудников условий.

Пошаговая стратегия "зеленого офиса" доступна для любой кампании. Вот лишь некоторые рекомендации, с которых можно начать "озеленение":

Шаг первый. Заменить лампы накаливания на люминисцентные (лучше с электронными пускорегулирующими аппаратами) или светодиодные лампы, а также внедрить автоматический контроль освещения (датчики движения и присутствия, фотореле). Одна энергосберегающая лампа ежегодно экономит около 100 кг угля и порядка 200 рублей на оплату электричества, и на 270 кг снижает выбросы углекислого газа. При этом срок службы светодиодной лампы - свыше 50 тыс. часов, а энергосберегающей - 8 тыс. часов. Также полезно снабдить сотрудника личной настольной лампой, а не пользоваться центральным освещением. Конечно, установка полной системы энергосбережения потребует от 50 до 500 000 рублей, но затраты окупятся за 2-3 года.

Дмитрий Мо The printed Blog

Дмитрий Мо

Соучредитель и PR-директор "The Printed Blog"

Лампы мы установили на каждый стол. Идея была в том, чтобы у каждого была возможность регулировать освещение на рабочем столе. А потом мы как-то раз попробовали не включать свет в офисе вообще и оставили только лампы, и получилось, что каждый находится в зоне своего светового пятна, относительный полумрак вокруг помогает сосредоточиться на своей работе и не отвлекаться на других сотрудников.

Шаг второй. Установить регуляторы подачи тепла на радиаторы отопления, тем самым сократив потребление энергии в два раза.

Шаг третий. Установить водосчетчики и платить по их показаниям.

Шаг чётвёртый. Ответственно отнестись к расходным материалам. Заменить офисную бумагу на бумагу из вторичного сырья или на сертифицированную по схеме Лесного попечительского совета — FSC (Forest Stewardship Council). Тонна бумаги из макулатуры поможет спасти от вырубки 20-25 деревьев. При необходимости в нескольких копиях - печатать их, а не ксерокопировать (это менее энергозатратно), печатать документы на обеих сторонах листа, а для черновиков использовать "обортки". Вести электронный документооборот, оплачивать счета через интернет, а не по распечатанным квитанциям. Отказаться от печатных изданий, когда они имеют онлайн-версии.

Шаг пятый. Наладить раздельный сбор мусора и его вывоз на дальнейшую переработку и утлизацию.

Зеленый офис

Экологически чистые наклейки www.hu2.com

Шаг шестой. Не использовать бытовую химию, содержащую хлор и хлорорганические соединения, а также фосфаты и фосфонаты.

Шаг седьмой. Заменить одноразовую посуду на многоразовую, при невозоможности отказаться от одноразовой посуды – заменить пластиковую на посуду из влагопрочного картона, которую после использования можно сдать в макулатуру.

Шаг восьмой. Отказаться от покупки товаров, предметов интерьера и техники из поливинилхлорида (ПВХ). Покупать продукцию, прошедшую экологическую сертификацию: например, экологически безопасное производство линолеумов есть у компании "Таркетт", а интернет-магазин ГринГринОфис продает качественные канцтовары, полностью или частично изготовленные из вторичного сырья.

Девятый шаг. Провести разъяснительную беседу среди сотрудников и привлечь их к экономии офисных ресурсов. Для напоминания подойдут наклейки на выключателях, надписи на оргтехнике и плакаты экологической тематики.

Подробные инструкции по "озеленению" офиса есть на сайте Гринписа, у них же есть справочник "Зеленые страницы", в котором собраны организации, предоставляющие услуги по установке водосчетчиков, энергосберегающих систем и утилизации отходов. А инструкции по сбережению офисных ресурсов на сайте WWF предназначены не только для руководителей, но и для самих сотрудников.

Юлия Пронина Руководитель проекта

Юлия Пронина

Руководитель проекта "Зелёный офис" Гринпис России

Есть пункты, которые практически не достижимы для арендаторов офисных помещений, например, отказ от использования окон из ПВХ – уж что поставили, то и стоит. Даже в нашем офисе, к сожалению, стоят пластиковые окна. Они уже были установлены, когда мы въехали в новое помещение три года назад, а менять нет денег, да и смысл с точки зрения экологии небольшой, раз уж они уже установлены. С установкой водосчетчиков, автоматических систем управления освещением тоже могут возникать проблемы у арендаторов – в таких случаях мы рекомендуем обращаться к собственниками зданий, бизнес-центров, ведь для них подобные меры особенно выгодны.

Исключение использования продуктов с ГМО – в настоящий момент не самая актуальная рекомендация, особенно для Москвы. Большинство продуктов маркируется соответствующим значком "Без ГМО". Этот значок дает некие гарантии. В рамках проекта "Зеленый офис" мы призываем обращать на это внимание. Соответствующий список у нас есть, к сожалению, от 2006 года, но на него можно ориентироваться.

Зеленый офис

Экологически чистые наклейки www.hu2.com

Нехитрые меры по охране окружающей среды могут привести в вашу компанию новых сотрудников и клиентов, наладить отношения с партнерами за рубежом и надолго сформировать положительный имидж организации. Не говоря уже о значительном вкладе к экологию и будущее следующих поколений.

Статья написана по материалам Гринписа и медиаресурсов EcoRussia.info и TheGreenville.ru.

На превью - экологически чистая наклейка-напоминалка www.hu2.com.

Пожалуйста, не распечатывайте эту статью в целях экономии, ресурсосбережения и охраны окружающей среды!