Главная - Интервью - "Бабушки" в театре "Практика"

"Бабушки" в театре "Практика"

E-mail Печать PDF

Молодые актрисы театра "Практика" надевают на себя платки, шали и валенки, изъясняются деревенским говором и поют песни сильными голосами, как в народном ансамбле. Спектакль "Бабушки" - очередная постановка в рамках новаторской документальной техники "вербатим"

Рассказы, из которых собран спектакль, реальны. Постановку готовили около двух лет, слушая на магнитофонной ленте записи рассказов деревенских бабушек. Все актрисы - выпускницы ГИТИСа, мастерской Олега Кудряшова. Необычный спектакль идет на площадке театра "Практика", а в прошлые выходные его можно было увидеть под открытым небом - в Институте медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка". Перед представлением актрисы спектакля "Бабушки" рассказали be-in о том, кого и зачем они играют.

Ирина Латушко, 26 лет; роль: Анна Николаевна Покуева.

Бабушки в театре

"Это как-то во многом иррационально: когда играешь пожилого человека, возникает что-то большее, чем просто другая телесность. В моей героине есть многое от моей собственной бабушки, которая воспитывала меня: я записывала ее речь на диктофон, а еще мой персонаж носит ее вещи. Мы работали на третьем курсе; главным заданием было освоить говор деревенских жителей Красноярского придумывали цельные биографии героинь.

Бабушки в театре

Каждый день репетировали по много часов, между собой разговаривали этим же говором. Наши сегодняшние люди так далеки от жизни этих бабушек, их жизнь просто не вписывается в нашу, суматошную. Наши дни состоят из бесчисленных встреч, а у них жизнь была в работе по календарю. Непонятно, чей образ жизни более счастливый - из-за всей сегодняшней суеты мы не видим ничего настоящего. Дойдя до гробовой черты, мы вряд ли вспомним, какие у нас были гениальные спектакли, а вспомним близость с родными, какие-то живые моменты из детства. Впустить в себя нечто настоящее очень сложно: даже когда бывает больно, мы иронизируем над собой, прячемся в скорлупу и выпускаем колючки, а бабушки рыдают, если им грустно, по-настоящему".

Яна Гурьянова, 24 года; роль: Ульяна Егоровна Широкая

Бабушки в театре

"Для меня эта роль - эксперимент. Эти люди жили совсем другими ценностями и работой, а мы - городские жители - меньше всего причастны к труду. Мне было интересно познать жизнь человека только через голос в наушниках, услышать его судьбу, которую потом нужно сыграть. Мы сами формировали своих персонажей из книг и записей, придумывали этих людей.

Бабушки в театре

Нужно было постоянно тренировать непривычную манеру речи, повторять слова. Очень важно, например, редуцирование согласных; в Институте Русского Языка нас учили нормам правильной интонации и произношения, или тому, как они сокращают слова, многие из которых я раньше не слышала, ну вот, допустим, "мерега" - это ловушка для рыбы. Когда люди проживают тяжелую жизнь, они могут в старости пошутить над этим, это мы и слышали на пленках. Спекталь немного возвращает нас туда, откуда мы родом, это ко всему прочему такое воспоминание о том, что мы любили в наших бабушках".

Надежда Лумпова, 24 года; роль: Нина Никифоровна Шмотина

Бабушки в театре

"В прошлом году мы закончили ГИТИС, наш дипломным спекталем были "Униженные и Оскорбленные", которые шли пять часов. Спектакль "Бабушки" - наш второй сложный проект. Однажды мы сидели и пели песни наших мам и бабушек и подумали, как становится на душе тепло от этой темы. Изначально мы хотели назвать свой спектакль "Бабочки", но потом название изменили на нынешнее. Я не была у своей бабушки десять лет к тому времени, но когда началась работа над постановкой, наконец смогла увидеться с ней, заодно поспрашивав о быте и речи. Моя героиня - идеалистка, она всех постоянно поправляет.

Бабушки в театре

Люди, которые живут в деревнях, очень наивны, а их голоса обладают особой мелодикой и самобытностью. Скоро их не станет, и эта речь, и то, как они выглядят, останется только воспоминанием наших детских лет, когда мы проводили летние каникулы в деревне".

Марина Ворожищева, 24 года, роль: Арфения Григорьевна Верхотурова

Бабушки в театре

"Мы долго не могли удостовериться, существует ли на самом деле имя Арфения - на магнитофонной записи именно его произносит одна из бабушек,и в итоге выяснилось, что такое имя действительно есть. Эти люди живут по законам мира, любви к животным, близости к земле. Мы своим спектаклем ничего не доказываем, мы даже, можно сказать, не играем: мы просто проводники, у нас даже нет грима по большому счету. Хотелось, чтобы через нас услышали истории вот этих бабушек, которых уже нет в живых.

Бабушки в театре

У меня очень долго не складывался костюм, но когда у моего персонажа появился рассказ про корову, мы придумали, что у нее должна быть большая грудь. Костюмы наших героинь искали на блошином рынке и в ГИТИСе, кто-то взял у своих настоящих бабушек. У меня "стержневая" бабуля, очень любвеобильная.

Бабушки в театре

Cветлана Землякова, режиссер спектакля

"Я не думаю, что все жаждут слушать рассказы на эту тему и вообще как-то с ней соприкасаться. Старость никому не интересна: когда вокруг культ молодости, все стараются до гробовой доски быть юными и молодыми, а об этом периоде вообще никому не хочется размышлять, все о нем стараются забыть. Старые люди - к тому же сегодня самые ненужные в стране, их никто не видит, не замечает, их просто нет для всех. Это мое посвящение и моей бабушке, по которой у меня есть детская такая тоска. Мы просто дали этим голосам зазвучать здесь, в центре Москвы. Это такая маленькая акция, и важно, что случившаяся в принципе".

Бабушки в театре

Фото: Алена Чендлер

 
|

Поиск по сайту

"Амур" - Женский журнал